Главная » Статьи » Мои статьи

Программа курса "Основы экономики и права" для общеобразовательной школы.
http://www.terminomika.ru/

 
Программа курса
«Основы экономики и права»
для общеобразовательной школы
(1-11 классы)
 
________________________________________
Пояснительная записка

Актуальность.
Вокруг дефицитных отчуждаемых возможностей («пряников») люди разворачивают самые разнообразные сюжеты: комедии, драмы, трагедии. Но в отличие от театра в жизни сюжет создается не заранее, а по ходу действия и участвует в этом действии весь мир.
Как добиться желаемого, как для этого вести себя по отношению к другим людям?
Можно действовать грубо: отбирать или похищать дефицитные возможности у окружающих. Но грубо отбирательная стратегия успешна лишь по отношению к робким, слабым, плохо организованным или беспечным людям. Сильные, смелые, сплоченные и бдительные накажут тебя за насилие или воровство.
Можно отбирать тонко, мистифицируя окружающих, внушая им мысли о необходимости такого отбирания, о его полезности для отбираемых. Можно мистифицировать столь искусно, что отбирание перестает смотреться как принуждение. Оно начинает выглядеть как почтенная и благотворная процедура. Но безнаказанно и надувательски мистифицировать можно лишь достаточно наивных людей. Люди искушенные накажут тебя за мошенничество.
Можно, отказавшись от принуждения и мистификации, договариваться и уступать. Но такая стратегия успешна лишь по отношению к тем, кто точно так же готов вести себя по отношению к вам. В противном случае можно поплатиться за свою наивность как со стороны сильных и хитрых, так и со стороны слабых и глупых.
После сказанного трудно сомневаться в полезности науки, изучающей обычаи человеческого общения по поводу дефицитных возможностей, и в необходимости программы по обучению данной науке в общеобразовательной школе.
Концепция программы.
В основе концепции разделение экономики на две науки: собственно экономику и науку о границах, о правах на дефицитные возможности, которую пока так и назовем: право.

Весь курс обучения в рамках общеобразовательной школы делится на три большие части:
I. Начальная школа — пропедевтическая часть. Содержательно включает в себя основы права и элементы экономики, воспринимаемые детьми через сказки, притчи, рассказы, игры.
В этом возрасте дети очень остро чувствуют нравственные аспекты происходящего, их интересуют вопросы: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Поэтому основная задача учителя в данном курсе: тонкое различение того, «что такое хорошо и что такое плохо» в человеческих отношениях, и проживание этих отношений с детьми в играх и сказках.
Опасно, когда взрослые люди не различают обмен и обман, предпринимательство путают с воровством, богатых считают плохими, а бедных — хорошими (или наоборот), обижаются за необходимость платить за то, чем пользуются и т. д. Чтобы этого не случилось с подрастающим поколением, его как можно раньше надо соответственно воспитывать и образовывать. В противном случае предрассудки взрослых, в том числе родителей, могут печальным образом отразиться на их судьбе.
На наш взгляд, не стоит заставлять детей в этом возрасте учить какие-то определения и термины. Лучше, если они будут догадываться о смысле тех или иных понятий по ходу игр, разгадывания ребусов и кроссвордов. Лишь в третьем классе возможно проведение несложных тестовых проверок знаний детей.
Литература, которой может пользоваться учитель, указана в библиографии. Особенно отметим «Игротеку» Н. И. Романовой.
Итак, цель начального образования по экономике и праву — предупредить (а относительно некоторых детей — преодолеть) формирование предрассудков, связанных с проблемами хозяйствования и права.

II. Средние (5-8) классы — экономика. Содержательно эта часть включает в себя курсы «Экономика семьи» (5-6 классы) и «Экономика фирмы» (7-8 классы) с повторением элементов права.
В этом возрасте дети очень подвижны, деятельны, еще не ахти как способны к восприятию научной точки зрения, но заметно интересуются вопросом: откуда берутся деньги. Самое время рассказать им об этом в соответствующих курсах и показать через игры и задачи.
Как правило, большинство детей к пятому классу уже не один раз что-нибудь покупали, а то и регулярно ходят в магазин за покупками для семьи. Поэтому логично начать изучать экономику с семейного хозяйства.
Стоит отметить, по опыту учителей, что не всегда удается воспользоваться реальными данными расходов и доходов семей обучающихся детей: не все родители охотно делятся со своими чадами этой информацией. Есть смысл провести с родителями собрание на эту тему. При отказе хотя бы одной семьи от раскрытия своего бюджета для обучающих целей следует использовать вымышленные, но близкие к реальности, цифры (нередко их можно найти в газетах, например, в «Аргументах и фактах»).
С учетом того, что обычно в классах собраны дети из семей с разным достатком, необходимо рассматривать бюджеты семей с доходами (соответственно — расходами) разного уровня, подведя под это подходящие объяснения (бюджет твоей будущей семьи и т. п. ). У детей закономерно возникает вопрос: как увеличить свои доходы?
После этого будет уместен переход к экономике фирмы. Уже при изучении домашнего хозяйства дети узнали, что такое затраты и альтернативная стоимость, поняли, что не всегда выгодно делать все самим — дешевле купить. Изучая хозяйство фирмы, они учатся сравнивать затраты с результатами, определять эффективность, изобретать, предпринимать.
В средних классах предполагается лишь минимум теории, главное — игры и задачи. Данный курс может быть составной частью нового учебного предмета «Технология» В любом случае рекомендуется тесная взаимосвязь, интеграция с другими уроками этого курса. Например, расчеты затрат, прибыли, эффективности при производстве тех или иных изделий, ремонте и т. д.
Основная цель экономического образования в средних классах — формирование представления об эффективном ведении хозяйства (домашнего и фирмы), обучение умению считать затраты, результаты и эффективность в простейших (типичных) случаях. Отсюда следует, что дети должны:
•  знать, что такое домашнее хозяйство и фирма; затраты, результаты, эффективность;
•  уметь считать затраты, результаты, эффективность;
•  иметь навыки поиска необходимой информации, партнеров и компаньонов по бизнесу, продажи товаров (в играх), исполнительской и управленческой деятельности, анализа вариантов решений.
Более подробное изучение экономики может быть продолжено на факультативных занятиях в старших классах (спецкурсы «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухучет») и стать основой профориентации.

III. Старшие (9-11) классы — право. Содержательно эта часть включает в себя основы науки.
В старших классах право преподается уже как наука: основные понятия, постулаты (аксиомы), логические выкладки — анализ, причинно-следственные связи, синтез.
В программу в минимальном объеме включены только те темы, которые необходимы школьникам как будущим гражданам, невежество относительно которых опасно не только (и не столько) для невежды, сколько для окружающих.
Большое внимание уделяется проблемам языка (лингвистики). Используются известные игры, такие как «Рынок» и «Рынок ржи», разыгрываются ситуации, решаются проблемные задачи. Для контроля используются тесты.
Курс начинается с разведения экономики и права, далее даются основные понятия и постулаты. После этого идет изложение феномена собственности, феномена границ между «моим» и «твоим», феномена права. Особое значение имеет различение добровольных и принудительных способов изменения этих границ.
Вторая часть курса посвящена анализу добровольных способов изменения границ и институтов, возникающих вследствие развития этих способов. Это рынок со всеми сопутствующими ему феноменами: деньги, цены, капитал, разнообразные по форме и деятельности фирмы. Это различные виды благотворительности и коммун.
Третья часть — о государстве, которое может защищать институт собственности, а может и замещать его. В последнем случае имеет место иерархия, которая заменяет рынок сдачей-раздачей, подчинением начальственным приказам, планам, инструкциям. В большинстве современных стран существует так называемая «смешанная экономика»: государство корректирует отношения между гражданами, сужая спектр их добровольных взаимодействий.
И, наконец, четвертая часть посвящена институту собственности в современной России.
Основная цель образования в старших классах — формирование у подростков уважения к праву, собственности, границам. Отсюда следует, что старшеклассники должны:
•  знать основные термины, понятия, определения;
•  уметь видеть и проводить логические связи явлений и сущность процессов;
•  иметь навыки анализа текстов, высказываний, проведения расчетов и т. п.
________________________________________
Преподавание по данной программе ведется в школах Кузбасса с 1993-94 учебного года. Результаты видны по успешному участию детей в школьных олимпиадах, конференциях, при поступлении в вузы.
По имеющимся у нас неполным данным, из почти тысячи выпускников школ, прослушавших данный курс, около пятидесяти продолжают изучение экономики и права в средних и высших профессиональных учебных заведениях и университетах Новокузнецка, Кемерово, Красноярска, Томска, Новосибирска.


Категория: Мои статьи | Добавил: БжЮлия (01.02.2012)
Просмотров: 518 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: