Главная » Статьи » Мои статьи

10 упражнений для развития финансовых навыков у детей.
10 упражнений для развития финансовых навыков у детей.
Автор: GoFin.ru
Джолайн Годфри - одна из ведущих специалистов, занимающихся в США финансовым воспитанием детей. В издательстве "Добрая книга" вышел перевод на русский ее книги "Как научить ребенка обращаться с деньгами". Джолайн систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки.
По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени.

Первая ступень - возраст с 5 до 8 лет. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом - огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что - нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Закладываются первые представления об этике.

Вот 10 упражнений для развития финансовых навыков у детей 5 - 8 лет:

Умение экономить
Раскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: "Потратить", "Сэкономить", "Отдать". Поговорите о том, что мы копим и экономим: деньги, старую одежду, впечатления. Что означают эти выражения и почему мы ими пользуемся? Посетите банк и откройте сберегательный счет. Почаще заходите в банк, чтобы положить на счет ребенка его карманные или подаренные деньги, время от времени снимайте деньги со счета.

Умение вести счет деньгам
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений (например, подсчеты можно вести перед прогулкой или после теплой ванны). Помните, что денежные вопросы ни в коем случае не должны быть связаны с беспокойством. Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расходах (на корм собаки, на любимые напитки или мороженое). Выполняйте это упражнение в течение одного-двух лет. Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый бумажник.

Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Составьте список посильной для ребенка домашней работы и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбирать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. (В списке могут быть только особые виды работы, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи.) Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.

Умение тратить с умом
Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить - одну вещь подороже или несколько подешевле? Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты. Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор - пусть подсчитывает общую сумму в процессе выбора. Подавайте пример, разумно тратя деньги.

Умение говорить о деньгах
Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь говорить: "Нам это не по карману". Никогда не бойтесь говорить: "Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому", а потом объясните почему.

Умение жить по средствам
Продумайте программу выдачи карманных денег, объяснив ребенку, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.

Умение вкладывать деньги
Вкладывайте деньги в будущее детей. Возможно, пора начать откладывать деньги на обучение в институте. Объясните ребенку, что такое доля и партнерство. "Мы будем равными партнерами по продаже лимонада". Растолкуйте, что вы дадите деньги на сахар и лимоны, а он вложит свой труд - возможно, это положит начало будущему серьезному партнерству.

Умение проявлять предприимчивость
Поощряйте предпринимательские проекты (продажа лимонада, продажа открыток с футболистами или героями детских сериалов). Помогите ребенку определиться с ценами на товары и услуги. Хвалите ребенка за проявление предприимчивости ("Хорошо придумано!", "Какая находчивость!").

Умение возвращать деньги
Помогите ребенку записаться в библиотеку и объясните, что брать книги в библиотеке - почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Ты берешь книгу, ее отмечают в твоей карточке, ты приобретаешь знания, а если не возвращаешь книгу в библиотеку, за нее приходится платить. Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку. И все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.

Умение с помощью денег изменять мир
На Пасху или другой праздник, который вы отмечаете всей семьей, разрешите ребенку оплатить свою еду из своих денег. К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки близким и друзьям-сверстникам.

Развитие финансовых навыков у детей 9 - 12 лет:
По ее мнению, которое она описывает в книге "Как научить ребенка обращаться с деньгами", этот период развития ребенка характеризуется:
  -быстрым физическим ростом;
  -осознанием своего "я";
  -первыми попытками самовыражения и проявлением независимости;
  -развитием общественного сознания;
  -формированием первых увлечений, не связанных со школьной учебой;
  -усилением отождествления себя со сверстниками.

Соответственно в это время стоит развивать такие финансовые навыки:
  -умение подсчитать сдачу;
  -проявление инициативы и предприимчивости;
  -понимание стоимости вещей;
  -формирование представления о заработанных деньгах;
  -умение подбивать баланс своих доходов и расходов.

Умение экономить
Помогите ребенку открыть сберегательный счет в банке для оплаты его особого увлечения или цели. Это должен быть счет, который вы вместе с ним сможете пополнять раз в неделю или раз в месяц, но снимать с него деньги нельзя до конца года. Накопленные деньги должны быть использованы только на определенные цели. Познакомьте ребенка с другими способами накопления - с вложением в ценные бумаги, например.

Умение вести счет деньгам
Доверьте ребенку заполнять за вас квитанции об оплате коммунальных услуг - за квартиру, за электричество. Вместе с ним подсчитывайте суммы, которые вам необходимо уплатить. Выберите один постоянный вид расходов (походы в кино, покупка любимых книг или видеофильмов), по которому ребенок будет сам вести учет затрат. Пусть представляет, в какую сумму вашей семье обходится то или иное развлечение. Приводите конкретные примеры. Предложите ребенку представить сложенный из долларовых купюр небоскреб высотой в целый километр. Общая сумма составит 14 млн. долларов. Придумайте семейную валюту, чтобы показать ребенку, в чем заключается роль денег.

Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Помогите детям путем опроса друзей и проведения других исследований выяснить расценки за присмотр за детьми, скашивание травы на газонах возле дома и другие хозяйственные работы. Возьмите на себя роль клиента, который спрашивает: "Сколько вы хотите за свою работу?" Пусть ребенок поупражняется в вариантах ответа.

Умение тратить с умом
В большом магазине организуйте игру "Поиск сокровищ". Пусть ребенок найдет вещи на заданную тему по минимальной цене - например, подушку для прихворнувшей родственницы или бумажник для приятеля. Покажите, как читать этикетки важных для детей товаров (кормов для домашних животных, чипсов, сока). В каком виде эти товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по нескольку упаковок, вразвес? Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами. Объясните ребенку, чем опасен накапливающийся процент, если вы покупаете вещи в кредит. Назначайте небольшой процент на возврат мелких ссуд, которые вы даете ребенку, чтобы он в принципе понял смысл денежных отношений.

Умение говорить о деньгах
Предложите ребенку написать короткую пьеску о том, как герой одолжил деньги другу, а тот не вернул их вовремя. Выделите время на разговоры о финансовых перспективах семьи. В экстренных случаях. Убедитесь, что дети знают, кому звонить, как поступить, что будет с ними, если в семье что-то произойдет. Спросите, нет ли у ребенка вопросов о деньгах.

Умение жить по средствам
Определите бюджет для покупки школьных принадлежностей, затем возьмите ребенка в магазин и предложите придерживаться бюджета. Выделите ребенку сумму на воскресный ужин для семьи. Пусть составит меню и сходит в магазин за всем необходимым. Сопровождайте ребенка в этом предприятии. Определите бюджет на то, что интересует ребенка - книги, диски, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив представить чеки и записи.

Умение вкладывать деньги
Сделайте вырезку из деловой газеты или распечатайте с делового сайта материал о доходах одной из известных компаний, знакомых ребенку. Например, "Кока-Кола" или "Майкрософт". Объясните ему, сколько денег компания потратила на маркетинг и рекламу, чтобы получить в результате такой высокий доход. Предложите ребенку проверить, понимаете ли вы значение слов из финансового раздела газеты. Предложите по 3 рубля за каждое слово, которое вы поняли неверно. Или дайте список слов, которые надо найти, и пообещайте по 3 рубля за каждое заученное слово. Предложите ребенку начать собирать предметы, ценность которых со временем вырастет (марки, монеты).

Умение проявлять предприимчивость
Помогите ребенку превратить одно из его увлечений в небольшое предприятие. Прочитайте ребенку рассказ про предпринимателя, превратившего увлечение в бизнес. Поиграйте с ребенком в игру "Монополия" или в другой вариант этой настольной игры.

Умение возвращать деньги
Сделайте муляж кредитной карточки, чтобы ребенок мог "расплачиваться" за покупки. Подойдет любая уже использованная пластиковая карточка. Предложите по особому случаю одолжить ребенку деньги, составьте расписку, которую должны подписать и вы, и он. Если ребенок опоздает с возвращением долга, он должен будет отдать его вместе с процентами.

Умение с помощью денег изменять мир
Устройте семейное собрание по поводу пожертвований на благотворительность, которые вы собираетесь сделать. Расскажите ребенку о налоговых вычетах, которые можно получить в налоговой инспекции после оплаты образовательных услуг.

Развитие финансовых навыков у детей 13 - 15 лет:
Этот возраст отличается тем, что у ребят:
  -внимание сосредоточено прежде всего на настоящем, представления о будущем смутные;
  -появляется обеспокоенность своим поведением, важно, как смотрят и как оценивают тебя окружающие;
  -появляются первые независимые суждения;
  -максимальная подчиненность правилам и нормам поведения, принятым в среде сверстников.

По мнению Джолайн, которое она приводит в книге "Как научить ребенка обращаться с деньгами", в подростковом возрасте нужно развивать такие навыки:
  -умение делать покупки, сравнивая товары,
  -понимание взаимосвязи между временем и деньгами,
  -умение зарабатывать деньги, заниматься мелким предпринимательством,
  -умение экономить деньги с конкретными целями,
  -формирование общих представлений об инвестициях,
  -умение читать банковские документы, счета,
  -формирование представления о процентах и дивидендах.

Умение экономить
Выясните, есть ли у ребенка долгосрочная "взрослая" цель, которая бы характеризовала его как независимого, самостоятельного человека. Например, покупка автомобиля после поступления в вуз или поездка с классом на отдых. И объясните, что вы ждете от него вклада в достижение этой мечты уже сегодня. Часть денег на достижение цели должна быть собрана путем экономии. Пусть это будет маленькая часть, зато ребенок усвоит: финансовое планирование означает независимость. Обсудите с ребенком собственный опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость. Проанализируйте состояние счета ребенка (или его накоплений в той же копилке).

Умение вести счет деньгам
Пора открыть настоящий текущий счет. Отведите ребенка в банк. Вместе с ним положите ему на счет небольшую сумму и запланируйте регулярные походы в банк, чтобы ребенок мог класть или снимать деньги со своего счета. "Следи за рублем". Попросите ребенка записывать в дневнике каждый потраченный и заработанный за день рубль. Обсудите его расходы. Спросите ребенка, какие выводы он может сделать о своем финансовом типе поведения и привычках. Что бы он хотел изменить или улучшить, от чего зависит его самостоятельность? Возьмите ребенка с собой за покупками и попросите записывать каждый потраченный рубль.

Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Обсудите со своими знакомыми возможные виды оплачиваемой работы, которую они могли бы предоставить вашему подростку. Пусть ребенок сам проведет переговоры и обсудит оплату. Дайте ребенку список из десяти профессий и попросите в Интернете выяснить среднюю зарплату. Предложите ребенку узнать, сколько платят работнику без опыта и с десятилетним стажем.

Умение тратить с умом
Объясните ребенку, что такое гарантия в следующий раз, когда будете заполнять его при покупке техники. Подарите ребенку подписку на журнал для покупателей. Объясните, что такое скрытые затраты. Попросите ребенка выяснить разброс цен на частные уроки. Объясните, что такое "импульсивная покупка" и почему шоколадные батончики и жвачку выкладывают возле касс.

Умение говорить о деньгах
Поговорите о рекламных роликах, которые показывают во время любимых детьми передач. Попросите оценить их точность, честность и ценность. Обсудите разницу между накоплениями (сбережениями) и потреблением (расходами). Поговорите о том, что подразумевает каждое из этих понятий для окружающей среды и человека.

Умение жить по средствам
Заведите отдельный бюджет для одного из любимых занятий ребенка. Поручите ребенку планировать и вести бюджет семейных вылазок. Пусть подсчитает расходы на все необходимое на целый день, в том числе на бензин, еду, чаевые, входную плату. Вначале выдайте ребенку наличные, чтобы расплачивался везде, где это потребуется. Если деньги у ребенка кончатся еще до вечера, не браните его - просто вернитесь домой пораньше и повторите упражнение через месяц.

Умение вкладывать деньги
Когда вам попадаются статьи о компаниях, выпускающих любимые товары вашего ребенка, предлагайте ему почитать, а потом объясните, насколько рискованно вкладывать деньги в акции этих предприятий.

Умение проявлять предприимчивость
Дайте подростку почитать биографию известного предпринимателя. Предложите ребенку и его товарищам помогать соседям мыть машины или выносить тяжелый мусор, чтобы заработать деньги на подарки к праздникам.

Умение возвращать деньги
Дайте ребенку распечатку вашего счета по пластиковой карте и попросите подсчитать, сколько денег вы потратили. Попросите ребенка поискать в Интернете предложения банков по оформлению кредитной карты с наименьшим процентом.

Умение с помощью денег изменять мир
Перед Новым годом подарите подростку посильную для вас сумму, чтобы он приобрел подарки для ребят из малоимущей семьи, которая живет с вами по соседству или дети из которой учатся в одной школе с вашим ребенком.

Развитие финансовых навыков у детей 16 - 18 лет:
По мнению Джолайн, вырастить грамотного, бережливого, рачительного, предприимчивого и вместе с тем не скупого отпрыска - не так-то уж и просто. С одной стороны, без денег и шагу не ступишь.

С другой - попробуй разобраться с налету в финансовых документах: банковских счетах, налогах, кредитах, процентах. А без них как прожить современному человеку?

Джолайн систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки.

На этой странице мы разместили упражнения для детей 16 - 18 лет.

Особенности развития детей в этот период:
  * развивается способность к логическому мышлению и планированию;
  * обострено стремление добиваться признания у сверстников;
  * появляется желание проявить свою независимость;
  * наступает пора принятия первых серьезных жизненных решений.
  * В этот период, как считает Джолайн, пора воспитывать:
  * умение активно экономить, тратить и вкладывать;
  * умение связывать между собой цели и сбережения;
  * формирование ответственности за других и за себя;
  * умение вести разговоры о деньгах и строить планы на будущее;
  * формирование представления о деньгах как инструменте власти;
  * умение разбираться в формах выплаты заработанных денег, дебетных и кредитных карточках, заполнять бланки налоговых деклараций.

Вот 10 упражнений для развития основных навыков обращения с деньгами у ребят 16 - 18 лет:

Умение экономить
Объясните ребенку систему кредитования, что такое потребительский кредит. Расскажите о том, что у каждого человека есть своя "кредитная история" - и банки обмениваются информацией, насколько честно человек выполняет обязательства договора, когда берет кредит, и что в кредите могут и отказать, если ты в прошлый раз повел себя нечестно.

Обсудите с подростком, ради какой цели стоить экономить деньги. Посчитайте, сколько нужно откладывать каждый месяц, если он мечтает после окончания института приобрести собственную машину.

Умение вести счет деньгам
Пришло время ввести для ребенка ежегодный бюджет. Проводите ревизию бюджета каждый квартал. Выберите время, чтобы отпраздновать вступление ребенка в юность, и приурочьте к этому событию анализ ежегодного бюджета.

Если ребенок хочет подработать на каникулах - помогите найти ему дело. Научите заполнять нужные документы и - обязательно! - договор с работодателем. Объясните ему, какой процент от зарплаты у него вычитают в качестве налога и на что государство тратит полученные таким образом деньги.

Познакомьте подростка с финансовой ситуацией в семье. Убедитесь, что он понимает свою роль в жизни семьи.

Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Попросите ребенка перечислить три навыка или таланта, которые у него есть, а также плату, которую он бы считал разумной за эти навыки или таланты. Потом дайте ему возможность сравнить эту информацию с расценками в Интернете на работу людей, обладающих сходными навыками.

Познакомьте ребенка с системами оплаты за работу - сдельной, повременной, сдельно-повременной. Спросите его, какую форму оплаты он считает наилучшей.

Обсудите с ребенком, как нужно вести себя на собеседовании, перед тем, как он отправится на поиски своей первой работы.

Умение тратить с умом
Дайте ребенку урок по чаевым: когда и сколько стоит платить, за какие услуги платить не надо.

Возьмите ребенка с собой, когда отправитесь совершать для семьи крупную покупку - новый телевизор, машину, мебель. Попросите его поискать в других магазинах или в Интернете эту же вещь по более низкой цене.

Если у ребенка есть мобильный телефон, проанализируйте с ним тарифные планы - определите, какой для него выгоднее.

Умение говорить о деньгах
Обсудите семейные планы относительно недвижимости, расскажите ребенку, на кого оформлена квартира, в которой он сейчас живет, расскажите о документах, которые это подтверждают, и как ими пользоваться на всякий случай.

Обсудите этикет встреч, как вашему сыну или дочери решать вопрос совместных расходов на свиданиях.

Попросите подростка перечислить пять самых важных причин для беспокойства о деньгах (например, что ему может не хватить денег, когда он расплачивается за обед в столовой) и вместе подумайте, как этих ситуаций избежать.

Попросите ребенка составить бюджет выпускного бала, свадьбы или еще какого-нибудь торжества.

Умение жить по средствам
Объясните, что такое пенсия. Расскажите, какие есть способы накопить деньги в пенсионном фонде.

Попросите ребенка предположить, что его ежемесячный доход составляет 10 тысяч и 20 тысяч рублей. Предложите составить бюджет для каждого случая. Напомните ему о налогах, сбережениях.

Спрашивайте не "как ты хочешь жить?", а "каким человеком ты хочешь быть?". А затем попросите составить бюджет выбранного образа жизни.

Умение вкладывать деньги
Напомните подростку, что такое ценные бумаги. Объясните, что слово "облигация" происходит от латинского obligato, то есть "обязательство выплатить деньги по этой ценной бумаге".

Умение проявлять предприимчивость
Расскажите ребенку о предпринимателях, которые находчиво и оригинально осуществляли свои идеи.

Напомните ребенку о его прежних идеях, связанных с заработком денег. Подумайте вместе, что из этого получилось и почему.

Умение возвращать деньги
Если вы завели ребенку кредитную карту, объясните ему, как защититься от мошенничества.

Ссужая детей деньгами, не забывайте о процентах. Пусть они будут низкими, но вы обязаны напоминать: в будущем ему придется брать кредиты, а их всегда дают под определенный процент.

Умение с помощью денег изменять мир
Попросите перечислить по крайней мере три общественных вопроса, важных для ребенка (например, помощь бездомным животным). Предложите составить план действий в поддержку тех, кто занимается решением этих вопросов.

Попросите ребенка выяснить, какая из известных компаний занимается социально ответственным бизнесом. Пусть объяснит, в чем заключается эта ответственность.

Категория: Мои статьи | Добавил: БжЮлия (01.02.2012)
Просмотров: 859 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: